21.04.2016
19.04.2016
22.03.2016
26.02.2016
25.04.2016 | Государство и рынок
21.04.2016 | Статистика и рейтинги
19.04.2016 | Решения местных властей
14.04.2016 | Решения местных властей
«Нынешний летний сезон для российских курортов выдался в принципе удачным», — говорят аналитики. Основная причина этого заключается в колебаниях курсов валют, сделавших зарубежный отдых значительно менее удобным и доступным для большинства россиян, и политические изменения в мире, побудившие их отказаться от поездок за границу.
Туризм в разрезе статистики
Основными «жертвами» изменения ситуации стали европейские курорты — Евросоюз недосчитался более трети туристов из России, по отдельным направлениям падение составило более 85%. Одновременно с резким падением спроса на традиционные для российского «среднего класса» курорты зафиксировано умеренное падение интереса россиян к направлениям, освоенным массовым российским туристом. Речь идет о Египте и Турции. Кроме того, визовые послабления дали возможность принять больше количество туристов Кипру, а также, хоть и в несколько меньшей степени — Черногории.
На фоне этого статистика, обнародованная по результатам сезона в Сочи, выглядит вполне оптимистичной. Очевидно, что большинство туристов, переориентировавшихся с зарубежного отдыха на отечественный, с опаской восприняли «старый новый» город-курорт — однако цифры говорят о том, что что опасения не стали определяющими для общих объемов туристического потока. Заполняемость сочинских гостиниц в целом по сезону составила 70-75%, что на 15-20% больше аналогичных показателей предыдущего года. При этом по отдельным отелям зафиксирована рекордная заполняемость — свыше 95%, что по меркам гостиничного бизнеса в России считается чрезвычайно хорошим показателем. При этом, несмотря на тенденции начала сезона, в целом уровень цен в Сочи не упал от ожидаемого (и являющегося, очевидно, экономически оправданным) уровня, который многими туристами воспринимается как завышенный.
Есть ли доход?
Насколько маржинальным получился для Сочи нынешний сезон? На этот счет среди экспертов единого мнения нет. Большинство из них сходятся на том, что большой загрузке (во всяком случае, «на бумаге») большинство сочинских гостиниц обязаны туроператорам, которые выкупали места большими пакетами. Этот процесс приобрел массовость начиная с февраля. При этом диапазон предложений для туристов на конец весны выглядел как чрезвычайно разнообразный — от пары сотен рублей в сутки до значительно более существенных сумм, несмотря на то, что в реальности многие из промо-предложений оказались для туристов недоступны. В связи с этим совокупное мнение экспертов можно резюмировать так: нынешний сезон в Сочи был первым, когда цены диктовались не гостиничным бизнесом, а туроператорами. В условиях экономической нестабильности и отсутствием в целом положительных ожиданий этот факт являет собой важный перелом тенденции последних лет. Таким образом, высокая заполняемость обеспечила отелям стабильный, однако не рекордный доход.
При этом необходимо учесть, что целый класс отдыхающих, в особенности молодых, традиционно выбрала более «бюджетные» виды размещения — а именно, хостелы и квартиры. Посуточная сдача этих видов жилья показала значительную положительную динамику востребованности, что не могло не сказаться на средних ценах: аренда квартир и домов в Сочи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подорожала не менее чем на треть (ряд экспертов склоняются к цифре 40-45%).
Однокомнатные квартиры подорожали до полутора тысяч в день, трехкомнатные стали стоить более четырех тысяч (речь идет о «нижнем срезе» средних по рынку цен). По аренде домов статистику собрать крайне трудно, однако известно, что по сегменту домов эконом-класса средняя начальная цена (без «бросовых» предложений) превысила 5,5 тысяч рублей в сутки.
Пляж и горы: смешанные итоги
Для отелей в горах ситуация была менее положительной: большинство туристов появлялись тут, как правило, с однодневными поездками. При этом средняя заполняемость гостиниц по горной части курорта не превысила 30% при том, что не менее 15% отелей предпочли закрыться на летний сезон, еще к началу июня поняв по результатам предварительных продаж и уровня интереса со стороны туроператоров, что востребованными в этот летний сезон они не будут. При этом активность привлечения туристов практически не сказалась на посещаемости — в результате отели, вложившие деньги в собственное продвижение, в целом не смогли вернуть вложения. Есть и обратные примеры того, как отдельные отели, снизив расходы за счет сокращения персонала, смогли даже при небольшом количестве проживающих пережить летний сезон лучше, чем было предсказано по результатам прогнозов.
Несколько иной — более оптимистичной — выглядела ситуация была в области общественного питания, что и было подтверждено на практике. Кафе и недорогие рестораны в этот сезон сообщали о значительной загрузке, причем по большей части именно за счет туристов-«однодневок». За счет этого заведения Красной Поляны в целом смогли назвать летний сезон вполне удачным.
Обращает на себя внимание тенденция, подмеченная экспертами еще в прошлом году, а в этом продолжившая набирать силу. Появляется целый класс отдыхающих-«маятников», зимой поселяющихся в пляжной зоне и ездящих ежедневно на горнолыжные комплексы, а летом проживающая в более дешевых горных отелях с ежедневными поездками на пляж. Этому способствует вполне адекватная транспортная ситуация города-курорта. Отдыхающим это помогает экономить (за счет стоимости размещения, не перекрываемой стоимостью поездок), а для инфраструктуры курорта позволяет достичь более равномерной среднегодовой загрузки. В будущем, очевидно, эта тенденция станет еще более заметной, что может пойти Сочи в целом на пользу.