10.08.2017
08.06.2017
24.03.2017
10.03.2017
08.09.2017 | Инфраструктура
25.08.2017 | Статистика и рейтинги
24.08.2017 | Новостройки
18.08.2017 | Решения местных властей
Формат апартаментов, триумфально вышедший на российский рынок несколько лет назад, продолжает набирать популярность. Причем активный интерес к такой недвижимости проявляют не только люди состоятельные; растет процент сделок по сравнительно недорогим апартаментам малой площади. Тренд объясним: даже имея в своем распоряжении внушительную сумму, покупатель не всегда испытывает необходимость в роскошном многокомнатном жилье.
Согласно опросу, проведенному ГК «Грас», сегодня основной процент покупателей апартаментов – это вовсе не успешные «одиночки» и представители бизнес-элиты. Большая часть клиентов, которых интересует этот формат, – материально обеспеченные семьи со взрослыми детьми. Апартаменты они покупают для младших поколений, что называется, «на вырост». Часто недвижимость дарят ко дню рождения или на свадьбу. Понятно, что в этом случае покупатели не настроены приобретать недвижимость большой площади. «Сегодня рынок апартаментов предлагает не только объекты класса люкс больших площадей. Напротив, в продажу поступили небольшие лоты», – говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». Эксперт отмечает, что «ходовым» товаром на рынке новостроек стали апартаменты площадью от 24 кв. м. И характерно такое предложение не только для Москвы, где подобные предложения есть, к примеру, в проектах Loft Post и Tivoli. Девелоперы Сочи не отстают от столичных в стремлении угодить покупателю.
В начале февраля этого года о старте продаж апартаментов малой площади объявил девелопер проекта «Актер Гэлакси» MR Group. В компании отметили, что купить апартаменты площадью 35 кв. м можно всего за 3,5 млн руб., не забыв упомянуть, что количество предложений ограничено. Учитывая расположение комплекса практически на берегу моря и его соответствие лучшим традициям сегмента de luxe, а также памятуя о высокой ликвидности качественной курортной недвижимости, активным темпам продаж здесь удивляться не приходится.
«В наиболее удачных проектах свободные площади поглощаются рынком до окончания строительства», – отмечает пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов. При этом «целевая аудитория» покупателей, помимо вышеупомянутой категории, включает также тех, кому важно иметь недвижимость в зоне деловой активности. Что, несомненно, особенно актуально для Сочи – города, который традиционно является местом проведения бизнес-форумов, отдыха представителей деловой элиты, а вскоре станет столицей Олимпиады. Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, объясняет, что в целом на рынке можно выделить два вида апартаментов. Первый – в составе МФК, с круглосуточным сервисом уровня европейских люксовых отелей. Второй тип – это апартаменты в составе комплексов в зонах сложившейся жилой застройки. И если первый вид недвижимости интересует в основном менеджеров среднего и высшего звена компаний, расположенных в непосредственной близости, а также предпринимателей, деятельность которых связана с частым пребыванием в городе, то второй – выбор тех, кто предъявляет спрос на комфортное жилье, но не заинтересован в получении регистрации по месту жительства/прописки. В эту группу, по словам Константина Ковалева, входят и частные инвесторы, рассматривающие покупку жилья как удачное вложение средств.
Что касается отсутствия прописки, то этот вопрос в принципе покупателей подобных квартир в Сочи волнует мало. Основная часть тех, кто заключает сделки купли-продажи в сегменте апартаментов, – жители Москвы, Санкт-Петербурга, так называемых «сырьевых» регионов страны. Для них чаще всего курортная недвижимость является вторым (третьим, четвертым) объектом в собственности, и прописка по месту жительства не принципиальна. В целом ситуация аналогична той, что складывается в Москве. А вот что касается обслуживания в апартаментах, то в Сочи с этим дело обстоит далеко не так радужно, как в столице. На стадии проектирования многие застройщики объявляют, что в их комплексах владельцам недвижимости предоставят полный пакет сервисных услуг, начиная с охраны и уборки территории и заканчивая клинингом, возможностью заказа авиабилетов и доставки ужинов домой. На деле же это направление пока практически не развито.
Константин Ковалев рассказывает: «Услуги, предоставляемые собственникам апартаментов, можно разделить на два вида: услуги по эксплуатации здания и сервис. Для предоставления первых, как правило, привлекается профессиональная управляющая компания или структурное подразделение компании-застройщика. Второй вид услуг в полной мере реализуется в апартаментных комплексах под управлением гостиничного оператора». В Сочи таких проектов сегодня всего два: курортный комплекс «Камелия» компании «Галс-Девелопмент» (управление осуществляет Swissotel Hotels & Resorts) и «Karat Apartments» под управлением Hyatt.
По данным компании Macon Realty Group, после Олимпиады рынок Сочи будет перенасыщен объектами недвижимости бизнес- и премиум-класса. Самые ликвидные апартаменты в комплексах «Сочное», «Малый Ахун», «Park Inn Имеретинская» стоимостью 130-140 тыс. руб. за кв. м будут распроданы в первые два года после завершения Игр. Продажа жилья более высокой ценовой категории «растянется» на десятилетие. Тем не менее, у формата апартаментов на сочинском рынке неплохие перспективы, и при соответствующем уровне качества спрос на эту недвижимость падать не будет.