13.12.2012
21.11.2012
13.11.2012
20.07.2012
29.12.2012 | События
27.12.2012 | Новостройки
25.12.2012 | Инфраструктура
24.12.2012 | Новостройки
Директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова## |
На исходе года Novostroy-Sochi беседовал с директором по маркетингу компании MR Group Евгенией Старковой о том, почему россияне предпочитают отдых в Сочи поездкам в Болгарию и Хорватию, как обстоят дела с курортной недвижимостью и чего ждать Олимпийской столице в перспективе.
Квартира в курортном городе – в какой-то степени показатель статуса собственника. Но не лучше ли тем, кто располагает нужной суммой, присматривать недвижимость за границей? Болгария, Хорватия, Черногория – не достойная ли альтернатива отечественным курортам?
Да, в большинстве случаев это действительно показатель статуса. Курортную недвижимость приобретают люди, у которых уже есть комфортабельное жилье и загородный дом. Но не всегда это так: покупка апартаментов на курорте интересна и тем, кто стремится каждое лето проводить на море и устраивать лечебный отдых для детей или родителей, поскольку зачастую стоимость апартаментов в долгосрочной перспективе оказывается ниже, чем аналогичный отдых в пансионате или отеле.
Чаще всего в Сочи за определенный бюджет покупателю предлагается более широкая линейка курортной недвижимости, чем за рубежом. Кроме того, интерес связан и с местоположением: все-таки лететь до Сочи ближе, здесь не требуется знания иностранных языков, Шенгенской визы и т.д. Несмотря на то, что еще с советских времен Болгария, Хорватия и Черногория считаются братскими республиками, некоторые категории россиян предпочитают приобретать курортное жилье на отечественном юге, потому что здесь нет необходимости адаптироваться к менталитету другой страны, изучая традиции и обычаи. Сейчас, когда инженерная и транспортная инфраструктура Сочи преображается на глазах, а новые проекты поражают архитектурными решениями, покупатели все чаще делают свой выбор в пользу сочинской курортной недвижимости.
Чистый воздух, море, пляжи – основные козыри курорта. А какие еще плюсы курортной недвижимости привлекают покупателей?
Конечно, это приоритеты для покупателей. Но, выбирая недвижимость на том или ином курорте, они оценивают целый комплекс факторов – это и архитектура, и видовые характеристики. Что касается Сочи, то это еще и зимний отдых, и развитая спортивная инфраструктура, и активно развивающаяся развлекательная составляющая, и бальнеотерапия. Людей также интересует потенциал инвестиций в проект. А покупка недвижимости в Сочи в преддверии Игр-2014 – это удачная стратегическая инвестиция.
Какие варианты форматов квартир, аналогов которым нет в Москве и Петербурге, можно найти в курортном городе?
Если говорить о премиальном сегменте, то здесь покупатели оценивают, прежде всего, видовые характеристики. Поэтому, например, в нашем комплексе «Актер Гэлакси» предусмотрены апартаменты с просторными террасами, которые выходят на море. Во всех апартаментах запланировано панорамное остекление, которое позволит жителям наслаждаться морскими пейзажами и видом гор. Конечно, подобные планировки в Москве или Санкт-Петербурге скорее исключение, поскольку климат, экология и видовые характеристики не располагают к популярности открытых террас.
Недвижимость у моря часто покупают для сезонного проживания. Возможно, застройщикам стоит делать ставку на формат апартаментов? Какие перспективы у этого формата в курортных городах?
Сочи является уникальным городом, где говорить о сезонности достаточно сложно. Отдыхать здесь можно круглогодично. Кто-то предпочитает приезжать сюда весной, когда природа преображается на глазах и город еще не наполнился туристами; кому-то нравится летний отдых на море. Некоторые выбирают зимний период, когда наступает сезон горнолыжных видов спорта – лыж, сноубордов и т.д. В целом же, действительно, формат апартаментов сейчас становится очень популярным. В апартаментах можно получить только временную прописку, но это все меньше смущает покупателей. Менталитет россиян начинает меняться, люди становятся более мобильными и менее привязанными к месту жительства. Сейчас апартаменты – наиболее заметный тренд не только на курортах, но и в столице. Их стоимость несколько ниже, чем цена квартир, при этом по качеству они зачастую лучше. Скорее всего, формат апартаментов в ближайшем будущем завоюет не только курорты, но и будет занимать значительную долю на рынке недвижимости крупных городов.
Будет ли, по вашему мнению, востребована на российских курортах недвижимость клубного типа (небольшие комплексы, закрытые для посторонних, с полным набором опций, необходимых для комфортной жизни)?
Такие проекты являются точечными и ориентированы больше на местную элиту. Сейчас во многих комплексах премиального класса уже заложена вся необходимая инфраструктура, при этом они не являются клубными. Например, в комплексе «Актер Гэлакси», помимо галереи бутиков, фитнес-центра, ресторана и бара, есть собственный пляж и обширная парковая территория, то есть жильцы будут обеспечены всеми необходимыми атрибутами комфортного проживания непосредственно на территории комплекса. При этом стоимость квадратного метра здесь формирует пул покупателей, обладающих определенным статусом.
Анализируя рынок новостроек Сочи, многие эксперты сетуют на главный недостаток – слабо развитую инфраструктуру. Есть ли какие-либо особенности, которые следует учитывать при разработке жилых проектов в курортном городе?
Особенностью строительства в Сочи являются повышенные требования к сейсмоустойчивости – противооползневые работы могут занимать до нескольких месяцев. Но это очень важный этап, на котором нельзя экономить. Поэтому в качестве генподрядчика проекта «Актер Гэлакси» мы выбрали европейскую компанию, имеющую необходимый опыт в возведении подобных комплексов. В целом же в преддверии Игр город активно развивается – здесь строятся дороги, прокладываются новые инженерные сети, приходят в том числе и столичные сетевые игроки, совсем недавно открылся торгово-развлекательный центр площадью 168 тыс. кв. м, начали «заходить» международные гостиничные операторы, возводятся комплексы мирового класса… То есть Сочи действительно выходит на более высокий уровень, и вряд ли этот процесс остановится с завершением Игр.
Насколько интересна застройщикам реализация в курортном городе проектов эконом-класса?
В курортных городах недвижимость востребована практически в любом ценовом сегменте, поэтому застройщики возводят, в том числе, проекты эконом-класса. Минусом таких объектов является отсутствие видовых характеристик, расположение вдалеке от моря, типовая архитектура и минимальная инфраструктура. В Сочи такие проекты находятся, в основном, в центральной части города.
Строят ли на российских курортах доходные дома и востребованы ли они у покупателей?
Такие проекты существуют на российских курортах скорее в качестве исключения. Если человек приезжает на курорт, то у него нет необходимости арендовать жилье в доходном доме, он предпочтет отдых в отеле или санатории. Кроме того, в последние годы развивается сегмент апарт-отелей, когда крупный гостиничный оператор становится управляющей компанией в комплексе, и владельцы апартаментов могут обратиться к нему по любому вопросу – от вызова такси и услуг консьержа до сдачи недвижимости в аренду. Мы видим большие перспективы такого формата, и уже в начале 2013 года в комплексе «Актер Гэлакси» появится международный гостиничный оператор.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка курортной недвижимости в России?
Поскольку Россия по большей части – северная страна, развитие отечественных курортов является одним из приоритетов федеральных властей. В Краснодарский край приходят иностранные и отечественные инвестиции, которые способствуют качественному развитию региона. Уровень абхазских, осетинских и крымских курортов, к сожалению, пока оставляет желать лучшего, поэтому Сочи является стратегическим городом-курортом. В 2013 году в городе вводится мораторий на строительство, поэтому новых проектов здесь не будет. Это спровоцирует небольшой ажиотаж на наиболее качественные существующие объекты. В целом, мы оцениваем будущее рынка недвижимости столицы зимних Игр оптимистично, поскольку город преображается на глазах, и потенциальные покупатели второго жилья не могут этого не видеть.