10.08.2017
08.06.2017
24.03.2017
10.03.2017
08.09.2017 | Инфраструктура
25.08.2017 | Статистика и рейтинги
24.08.2017 | Новостройки
18.08.2017 | Решения местных властей
Новости о реформе налога на недвижимость, которая должна вступить в права в следующем году, продолжают пугать многих россиян. Тон сообщений в прессе иногда приближается к паническому. Стоит ли бояться массового снижения уровня жизни? И кто больше всего пострадает в результате нововведений?
Реформируем реформу
Нынешняя растерянность зародилась после состоявшегося 8 апреля 2014 года совещания у президента, после которого оказалось, что Минфин отказывается от планов по введению единого налога на имущество физических лиц (вместо двух отдельных налогов на землю и имущество). Никаких аргументов в пользу этого решения обществу официально предъявлено не было.
Многие предположили тогда, что камнем преткновения послужила идея начислять налог на недвижимое имущество не по оценке Бюро технической инвентаризации, а по кадастровой стоимости, приближенной к рыночным цифрам. Регионы много раз жаловались, что переход на кадастр им будет даваться очень тяжело.
Но вскоре было объявлено, что переход на кадастровую систему оценки недвижимости все-таки состоится. Таким образом, самым спорным положениям отвергнутой реформы все-таки был дан ход.
Потери и убытки
Что же осталось на руках у Минфина после того, как на прорабатываемой с 2009 года идее единого налога был поставлен крест? Фактически, на свет был вытащен законопроект, принятый в первом чтении еще 10 лет назад. Собственники жилья продолжают платить отдельно за владение недвижимостью и отдельно — за землю (но уже по кадастровой стоимости). При этом владельцы квартир в многоквартирных домах продолжают платить только налог на недвижимость.
ФНС оценивает рост поступлений в 3,4 раза — они должны превысить 94 миллиарда рублей через пять лет (когда налоговая нагрузка, повышающаяся на 20% в год, войдет в полную силу). В среднем по стране эта сумма составит 1915 рублей в год по сравнению с 642 рублями, заплаченными в 2012 году.
Повышение налога будет реализовано за счет повышения не ставки (во многих случаях она окажется даже чуть ниже действующей), а базовой стоимости. Меньше всего это затронет жителей новостроек: оценка их жилья по нормам БТИ мало отличается от кадастровой стоимости и в большинстве случаев вполне сопоставима с рыночной.
А вот собственников жилья в старом многоквартирном фонде рост поджидает уже серьезный: инвестиционная стоимость подобных объектов занижена относительно инвентаризационной в десятки раз. Особенно большой разница будет для панельных строений, у которых срок службы был установлен СНИП-ами в 70 лет (вместо 100-150 лет для кирпичных домов) — а значит, износ большинства из них по документам превысил 50%. Вместо привычной пары сотен рублей жильцам таких домов придется платить уже четырехзначную сумму. Но в любом случае эта сумма будет в два-три раза ниже той, которую заплатят жильцы «свежего» дома.
Страшно... или нет?
Часть россиян (жильцы новостроек и многочисленные льготники, о которых мы упомянем ниже) изменениями может пренебречь: разница между «было» и «стало» для них окажется крайне мала. Но и для остальных предсказываемые цифры не должны выглядеть устрашающе: годовая плата в редких случаях будет превышать сумму ежемесячных расходов на «коммуналку».
Не заметят изменений и владельцы малогабаритного жилья. Стандартный вычет — то есть площадь, не облагаемая налогом — для квартиры будет составлять 20 кв. метров (50 кв. м для индивидуальных домов).
После длительных (и непривычно бурных по нынешним временам) дискуссий в Государственной думе перечень категорий льготников был утвержден на федеральном уровне, хотя первоначально его предполагалось передать на откуп регионам. Льготы остались — как и предполагалось первоначально — у Героев России и СССР, инвалидов I и II групп, чернобыльцев, военнослужащих и некоторых других категорий граждан. В список льготников попали и пенсионеры, в том числе работающие, несмотря на противодействие части парламентариев.
Надо отметить, насколько сильно оказался сокращен объем льгот по сравнению с предложениями, звучавшими изначально. Скажем, долгое время говорилось о планах вообще исключить из налогообложения тех, кто владеет единственным жильем. Кроме того, многие категории льготников (например, пенсионеры), которые раньше были полностью освобождены от уплаты налога на недвижимость, смогут избежать налогообложения лишь по единственному объекту их тех, что находятся у них в собственности.
Скоро сказка сказывается...
Весенним планам Минфина по внедрению новых принципов налогообложения по всей России уже с начала 2015 года вряд ли суждено сбыться. Во-первых, для этого требуется законодательная поддержка на региональном уровне, которую ни один регион (за исключением, может быть, Московской области) не успеет провести за оставшееся время. Во-вторых, больше десятка регионов отчитались о том, что кадастровая оценка недвижимости не будет завершена ни в этом, ни, скорее всего, в следующем году.
А это значит, что еще много месяцев россияне будут получать по почте привычные суммы, а подорожание произойдет, когда все обсуждения и все тревоги останутся далеко в прошлом. Через пять лет, когда, по нынешним планам, мы начнем платить 100% нового налога, о нынешних страхах, вероятно, не захочется вспоминать иначе как с улыбкой.