10.08.2017
08.06.2017
24.03.2017
10.03.2017
08.09.2017 | Инфраструктура
25.08.2017 | Статистика и рейтинги
24.08.2017 | Новостройки
18.08.2017 | Решения местных властей
«Олимпийский эффект», о котором в последнее время так часто упоминают в связи с ситуацией в Сочи, неоднозначно сказывается на цене курортной недвижимости. Единой формулы, согласно которой должна вести себя стоимость квадратного метра в олимпийской столице, нет. Квартиры могут как подорожать, так и упасть в цене, и просчитать эту динамику заранее невозможно. Это в полной мере касается и Сочи.
В большинстве городов, которые в разные годы принимали Олимпиаду, стоимость квартир начинала расти примерно за четыре-пять лет до начала соревнований. Рост цен мог составить и 30%, и 40%, и 55% (так, например, произошло в Пекине, Сиднее, Турине). В Атланте, Афинах, Лиллехамере и Лондоне рост был менее ощутимым – не более 10%. Квартиры в олимпийском Солт-Лейк-Сити подешевели перед Олимпиадой на 5%. В некотором роде уникальной выглядела ситуация в Барселоне, где жилье сначала подорожало на рекордные 130% за пять лет, а потом за полтора года подешевело на 50%. Специалисты объясняют это завышенными ожиданиями, отсутствием активного спроса и несоответствием цен реальному рыночному уровню.
Ситуация на рынке новостроек Сочи во многом напоминает барселонский сценарий. В 2006-м – резкий скачок цен вверх на 60%-100%. И год спустя, в 2007-м, рынок замер. Продавцы в расчете на предолимпийский ажиотаж поднимали ценовую планку, покупатели же приобретать жилье за немыслимые деньги, только потому что оно находится в столице будущей Олимпиады, не спешили. Уже следующие два-три года показали, что активного спроса на недвижимость в Сочи не предвидится, и стоимость квартир и земли стала снижаться. Так, в Красной Поляне понижение составило 20%-30%.
Сегодня ситуация на курорте далека от оптимистичной. В выигрыше пока только девелоперы, реализующие проекты комфорт-класса, в рамках которых они могут предложить покупателям квартиры и апартаменты небольших площадей. Пользуются спросом элитные проекты на высокой стадии готовности, покупать же «на котловане» в Сочи не решается почти никто. Сказывается и общая неразбериха с выдачей разрешений на строительство, и запрет на старт возведения новых объектов до окончания Олимпиады.
Возвращаясь к теме олимпийских игр, нельзя не отметить еще одну особенность Сочи. Курорт, по мнению некоторых экспертов, не использовал ни один из возможных шансов проявить себя как современный и перспективный. Для работы над олимпийскими проектами не привлекались всемирно известные архитекторы или дизайн-бюро. Зеленые технологии, хоть и заявлены, присутствуют в Сочи лишь номинально, по факту это делается для отчетности перед МОК, а не с целью создания качественной инфраструктуры. Не работает и «внутренний пиар»: Сочи, если и попадает в топы новостных лент, то в основном в связи с освещением визитов туда членов российского правительства.