13.11.2013
08.11.2013
08.10.2013
20.08.2013
10.12.2013 | Государство и рынок
09.12.2013 | Новостройки
04.12.2013 | Статистика и рейтинги
03.12.2013 | Инфраструктура
Инвесторы, работающие в Сочи, не рассчитывают на возврат вложений. По данным The Financial Times, известные российские миллиардеры скептически оценивают свои перспективы.
Олимпийское строительство: участвуют все
О том, как происходило привлечение средств к олимпийской стройке, сегодня в принципе знает даже человек, в вопросах инвестирования не искушенный. Участие в проекте в своем время предложили всем крупным отечественным бизнес-структурам. Источник американского издания утверждает, что избежать этой участи не удалось никому. У потенциальных инвесторов было два варианта: прямое инвестирование капитала непосредственно в строительство или «спонсирование» Игр. Самые успешные проекты (наименее рискованные, имеющие шансы в будущем дать хоть какую-то прибыль либо хотя бы вернуть вложенное) распределили между близкими к Кремлю структурами. Остальным достались масштабные, многоэтапные и непростые в реализации задачи.
Холдинг Олега Дерипаски занимается строительством Олимпийской деревни в Имеретинской низменности, возводит аэропорт и морской порт. Структуры Владимира Потанина реализовали проект горнолыжного курорта «Роза Хутор». Оба бизнесмена уже высказали пожелания о поддержке со стороны государства частных инвесторов, которые самостоятельно не могут погасить задолженность перед кредитовавшими их банками. В частности, кредит под строительство «Розы Хутор» был выдан ВЭБ. Потанин готов завершить строительство самостоятельно, но отмечает, что если в дальнейшем проект не окупится, его компания понесет сокрушительный убыток.
Окупаемость под вопросом
С окупаемостью построенных спортивных и инфраструктурных объектов в Сочи вообще все не слишком оптимистично. Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что рынку не под силу «поглотить» то количество недвижимости, которое построено к Олимпиаде. Слишком велик будет объем предложения. А это означает, что продавать ее будут по заниженной цене, в ущерб инвесторам. Во Внешнеэкономбанке тем временем заявили, что из 19-ти профинансированных этой структурой проектов практически половина (а именно – восемь) не окупятся. А на их реализацию ВЭБ выделил 5,2 миллиарда долларов. По словам председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, эти средства вряд ли будут возмещены.
Аналитики подсчитали, что для того, чтобы окупить затраты на строительство отелей и создание инфраструктуры, гостиничному сектору курорта нужно будет на протяжении десяти лет зарабатывать минимум 250 миллионов долларов каждый год. Учитывая сложную обстановку в Сочи (слабые коммуникации, отсутствие нормальных дорог, невысокий уровень сервиса), рассчитывать на такие доходы в ближайшем будущем не приходится. Те, кто работает в гостиничном бизнесе не один год, уверены: курортную столицу в перспективе ждет «вечный мертвый сезон».
Участники рынка недвижимости – о перспективах
В то же время, эксперты рынка недвижимости пытаются найти выход из сложившейся ситуации и анализируют те параметры, которые могли бы стать решающими в будущей битве за выживание. Отмечают, что Сочи обладает некоторыми преимуществами, в частности, здесь от природы сложились уникальные условия: активный зимний отдых может удачно сочетаться с пляжным. Более 90% территории – горные массивы, а сам курорт входит в состав Государственного национального парка. Сочи – это также одно из самых протяженных в Европе побережий длиной в 147 км. Таким образом, при продуманном подходе курорт может стать всесезонным и приносить инвесторам доход круглогодично.
Есть определенные плюсы и для тех, кто захочет купить квартиру в Сочи: в отличие от заграничных курортов, для того чтобы прилететь в Краснодарский край, не нужны визы. Покупка недвижимости осуществляется в рамках законодательства РФ. Москвич может оказаться на Черноморском побережье спустя всего два часа полета. И имея здесь жилье, можно без проблем наведываться в Сочи как на уик-энд, так и на летние месяцы. Риэлторы рассчитывают, что на фоне строительства инфраструктуры будет расти конкуренция, а значит, и повышаться качество сервиса. Некоторые надежды возлагают на крупные деловые события, спортивные мероприятия уровня Формулы-1, которые должны удержать интерес к Сочи со стороны представителей бизнес- и политической элиты.